?

Log in

Предыдущая статья | Следующая статья

Как приятно, что в настоящее время есть НАСТОЯЩИЕ педагоги. Люди, которые отдают себя детям. А значит - и будущему.
А еще приятнее, что эти педагоги готовы делиться своими знаниями, опытом и наработками. У меня было состояние бесконечного восторга от Педагогических чтений, которые уже девятый раз проводил Центр Гуманной Педагогики, с Шалвой Александровичем Амонашвили во главе. Столько прекрасных педагогов... и собрал их вокруг себя Один Настоящий Педагог. У нашей страны есть будущее!..


Я. Корчак, воспитывая сирот, говорил: "Главная мысль: ребёнок - равный нам - ценный человек". А. Макаренко, спасая беспризорников, признавался: "Я очень люблю этот отдел человечества". В. Сухомлинский, отогревая детей, переживших войну, убеждал: "Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце
(Шалва Александрович отдаёт... и не только детям, но и педагогам, стремящимся к этому...)

Шалуны - сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений...
Шалуны - жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться...
Шалуны - дети с сильными тенденциями к саморазвитию, самодвижению; они восполняют просчёты педагогов в развитии их индивидуальных способностей...
Шалуны - дети с юмором, видят смешное в самом серьёзном, умеют загонять безалаберных в необычные для них ситуации и любят потешаться над ними; они дарят хорошее настроение и смех не только самим себе, но и другим, чувствующим юмор...
Шалуны - общительные дети, ибо каждую свою шалость они творят в общении со всеми, кто только заслуживает быть участником их шалостей...
Шалуны - деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности...
Шалуны - мысль педагога, объект педагогики.

... педагог сам должен уметь шалить, чтобы понять педагогику преобразования шалостей своих детей.

Вопрос, задаваемый педагогом детям, - это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нём всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога, ибо вопрос - почерк его педагогического мастерства.

Десять "заповедей" воспитателя
1. Воспитание должно быть только гуманистическим. Главный принцип такого воспитания - расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощником в своём же воспитании.
2. Общение - суть жизни людей. Главный метод гуманистического воспитания - доставлять ребёнку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха.
3. Обычная повседневная жизнь и характер взаимоотношений взрослых - это среда, в которой формируется личность человека будущего. Потому очень важно, чтобы наша повседневная жизнь, наше общение друг с другом как можно больше соответствовали тому идеалу, который мы стремимся вселить в ребёнка. <...>
4. Вера человека в людей, в собственные жизненные позиции - это первооснова для полнокровного общения между людьми и возвышения личности. Поэтому мы обязаны развивать и беречь в ребёнке веру в нас, в своих воспитателей, веру в своих товарищей, веру в людей, веру в самого себя.
5. Наш воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности каждого ребёнка, должен формировать у детей чувство заботы о товарищах, близких, о людях вообще.
6. Человек может проявлять и развивать в себе все свои способности и дарования и быть счастливым только тогда, когда он чувствует себя нужным, когда его искусственно не возвышают и не унижают. Таким ребёнок должен себя чувствовать в обществе, в котором он живёт.
7. Ребёнок - импульсивное существо, ему будет трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понятьребёнка и строить наши воспитательные планы с учётом движений его души. (ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! - b.r.)
8. Воспитание - скрытый и длительный процесс, и потому мы должны проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех конкретных случаях решения воспитательных задач.
9. Нами, воспитателями, должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания. Всё это должно сочетаться с требовательностью к самому себе и к ребёнку, с чувством ответсвенности перед подрастающим поколением, с заботой о будущем Родины.
10. Мы должны решительно отказаться от противоречащих гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ребёнка авторитарности и императивности и таких форм их проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмешка, грубость, угроза, принуждение.

Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом.

Винить ребёнка, который не считает себя виновным, - это педагогическое зло. Это не спасёт его от будущих провинностей, зато вызовет в нём неприязнь к старшим товарищам, которые не поверили ему. ....
Может, кто-то возразит, что, не находя и не наказывая виновных, мы будем как бы поощрять их на дальнейшие проступки. Напротив, это будет толчком для пробуждения совести ребёнка, зарождения у него чувства ответсвенности за все совершаемые дела и поступки.

Воспитанию нет начала и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует.

Навык чтения не может успешно формироваться, если постоянно не меняется материал для чтения. Чтение нужно человеку, чтобы черпать разную информацию из разных источников, а не для того, чтобы перечитывать один и тот же ненужный текст.




... если Вселенная действительно безгранична и бесконечна, то ребёнок - единтсвенная живая модель этой безграничности и бесконечности. Нет пределов способностям ребёнка, если педагог проявляет к нему оптимистическое и творческое отношение.

Смысловое содержание языковых упражнений следует подбирать не только с той позиции, чтобы ребёнок уваивал сегодня тот или иной способ речевой деятельности, но и с той, чтобы оно в ближайшем или отдалённом будущем стало одной из основ рождения в нём личности.

... детство - это не просто возрастной период, когда ребёнку хочется играть, прыгать, бегать и кататься и когда он ещё беспечный. Настоящее детство - это процесс взросления, это жизнь человека, переходящая из одного качественного состояния в другое, более высокое.

Способствовать взрослению ребёнка в соответствии с его развивающими силами - значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным. И наоборот: замедлять это движение к взрослению путём предоставления ребёнку полной свободы с той мнимой логикой, что нельзя отнимать у него детство, значит лишать его истинного чувства переживания радости детства.

Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребёнка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм.

Подлинно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что доставил радость другому человеку.


... самостоятельность - ценное личностное качество, и его нужно воспитывать, развивать и формировать, но вместе с тем его нужно и закалять в огне нравственности, нацеливать детей на солидарность, на взаимную помощь.

Знания не существуют, не могут существовать, не должны существовать, так сказать, в стерилизованном виде, т.е. без определений нравственной направленности. Зачем нам такие "чистые" знания, точнее, знания без личностной страсти творить ими добро, а не зло для людей, делиться ими с другими, приносить облегчение людям, оказавшимся в затруднении?
И вообще, зачем мы вооружаем человека знаниями, притом современными, научными, глубокими, если этот человек не применит в дальнейшем уже свои знания на благо общества, которое так заботилось о нём?

Суть нравственной основы самостоятельности заключается в том, чтобы люди помогали друг другу достигать успеха, преодолевать затруднения, творить благо на пользу общества.

... ребёнок есть целостная личность, и педагогический процесс, в который он вовлекается, должен приводить в движение не отдельные его свойства, а его самого как целое.

... одним лишь умом ребёнок может только осмыслить и усвоить знания, а если руками тоже, то он постигнет и жизненность знаний, но если ещё и сердцем - тогда все дверцы познания будут распахнуты перед ним настежь и знания станут для него орудием доброго преобразования и созидания.

Если бы взрослые, с которыми ребёнок общается, которых видит, о которых слышит, олицетворяли бы образец человечности, высокой морали, то, уверен, проблема воспитания или вовсе исчезла бы из жизни общества, или же имела бы лишь символическое значение. Но беда в том, что наше воспитание - организованное, целенаправленное - есть, с одной стороны, воплощение идеалов будущего, с другой же стороны, отгораживание детворы, молодого поколения от всех тех проявлений асоциальности и аморальности, грубости и хамства, нежелательных привычек, поступков и действий, против которых борется общество.
(Слышите, взрослые???)

Папа:
Папа не пугало в семье, он не сила, с помощью которой можно устрашать и пугать детей. Папа - городость и высочайщий авторитет семьи, он трудится, чтобы обеспечить семью, заботится о ней. Его трудовой вклад в жизнь семьи бескорыстен, однако он имеет право, он обязан спрашивать со своих детей, как они, со своей стороны, приумножают труд отца своим добрым поведением, воспитанностью, учением, как они поддерживают добрые традиции семьи. "Рассказать об этом папе?" - укоризненно может спросить мама провинившегося сына, и тот ответит: "Не надо, мам, больше не буду!" Двуединая целостность родительского воспитания, духовная общность между родителями и сыном будут проявляться в том, что прозвучит в этих словах: страх перед неумеющим щадить человеком или забота о человеке, перед которым все в моральном долгу.
Ребёнку нужен папа. Говорю об этом в самом широком смысле. Ребёнку нужен папа, который живёт жизнью своих детей, учит их быть мужественными, честными, правдивыми, полезными для людей, трудолюбивыми и жизнерадостными. Ребёнку нужен папа - не какой-нибудь безвольный человек, который готов выполнять все его капризы, не пьяница, грубиян, который порой поднимает руку на маму и на него тоже, - а такой, который славится среди близких, соседей своей добротой и щедростью души. Ему нужен папа, который то и дело забывает, что он уже взрослый, и играет со своими детьми, как озорной мальчишка.
Ребёнок растёт, он становится подростком, и ему нужен папа, отец. Говорю об этом тоже в самом широком смысле слова. Подростку нужен отец - общественная личность, мастер труда, вдохновлённый творчеством созидания. Ему нужен отец - чуткий и мудрый наставник, понимающий заботы сына и дочери, строгий и требовательный к самому себе и к другим. Ему нужно, чтобы слово отца не расходилось с его делом, чтобы он был сильным своей целеустремлённостью и преданностью. Подростку нужен отец, вносящий в дом веру в завтрашний день, спокойствие в души членов семьи, устанавливающий заботливое, чуткое отношение между ними. Подростку нужен отец, который сам идёт к нему на откровенные разговоры и которому можно довериться.
Подросток становится юношей (девушкой), а ему (ей) нужен папа, отец, родитель. Говорю об этом в том смысле, что родитель со своим прошлым и настоящим должен олицетворять высокие качества человечности. Для юноши (девушки) очень важно, чтобы о его отце говорили как о человеке, заслуживающем всеобщее уважение и авторитет. Он чуток и заботлив к жене, к своим родителям. Он понимает современную молодёжь, верит в неё, верит в своего сына, в свою дочь. Поощряет и подбадривает их на большие дела, на романтику труда, на творение добра, на бескорыстную дружбу, на возвышенную любовь.
Ребёнку, подростку, юноше нужен папа, но папы бывают разные.
Бывают папы, которые берут своих повзрослевших сыновей на свою работу, учат своему мастерству и завещают не порочить на этом заводе доброе имя отца. Но бывают и такие, которые заставляют своих несовершеннолетних детей бегать в магазин за пачкой сигарет и бутылкой водки, а затем даже приучают их глотнуть её. "Ну что тут такого, надо же стать мужчиной!" - будут они оправдываться потом. Есть папы, которые завещают своим детям такое неделимое и богатое наследство, каким является честность, традиции. Они приучают детей к труду, скромности, воспитывают в них высокие духовные запросы. Но есть и такие папы, которые стремятся на всю жизнь обеспечить своих детей всеми благами беззаботной жизни, лишая их тем самым радости труда, борьбы и достижений.
Мне рассказывали о папе, который без раздумья бросился в бушующую речку и, рискуя собственной жизнью, спас жизнь троим ребятишкам, попавшим в беду. Легко представить, как гордятся дети этого папы и как укрепилось в них самоотверженность, человеколюбие!
Мне рассказывали о папе, который дал своему сынишке-подростку поиграть с оружием, и тот, не зная, как с ним обращаться, сотворил непоправимое несчастье.
Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку взлететь до полной высоты.

Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек. Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателям, оно - дар природы человеку, чтобы тот навечно познавал необъятное.

... конкретные планы сами по себе не существуют, как они не должны существовать в работе с детьми воспитательные мероприятия! Это конкретные планы возникают на основе конкретной педагогической позиции.

Впечатления - очень серьёзное дело в воспитании детей. В педагогическом процессе не всё может быть впечатляющим, но если этого не будет вовсе, то, я уверен, воспитание не состоится. Впечатление - не просто жизненный опыт, переходящий в знания; оно и не только хорошо - пусть даже на всю жизнь - запомнившийся факт, явление. .... "Находиться под впечатлением" в действительности означает, что человек (и не только ребёнок) действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления, вот в чём дело.

впечатление - это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребёнка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим. Какие у ребёнка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе - от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения.

духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамеренно сажать райские яблоки в отравленную почву.


Духовный мир ребёнка не может пустовать, пустого духовного мира не существует. Он обязательно заполнится, в него обязательно вселятся образы, впечатления, возникнут переживания, мысли, идеи, идеалы, убеждения. Духовный мир ребёнка подобен храму, забрасывать который равносильно педагогическому преступлению. "Заброшенным храмом черти завладеют", - гласит народная мудрость.

В своём духовном мире ребёнок может взрослеть и совершенствоваться непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим Человеком, проявить себя таким в обществе.

Дорогой Взрослый Человек! Не позволяй себе высмеивать ребёнка, подшучивать над ним, когда он верит, что совершает общественно значимое, государственно важное дело. Не смей в это время смотреть на него снисходительно, пусть даже с покровительственной улыбкой, не напоминай ему, что он ещё ребёнок и не выгоняй из мира взрослых! Твой долг заключается в том, чтобы отнестись к такому поведению ребёнка со всей серьёзностью, с чувством гордости за него и поставить умную, мудрую точку на сложным педагогическим i!

 

А ещё рекомендую сравнить с книгой Щетитинина. Не зря они общаются, сотрудничают и дружат :)

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
yulia_of_july
6 апр, 2010 16:39 (UTC)
Книги Амонашвили прекрасны.
Чудесна его "исповедь Отца сыну", прекрасна антология гуманной педагогики, которая издается при помощи его центра.
Кстати, Кирилл Тебе передаст три книжки из издательства Ш.А.
blog_reader
6 апр, 2010 17:28 (UTC)
Книги прекрасны, как и он сам.
Да, что у Кирилла они лежат, я знаю)
(Удалённый комментарий)
blog_reader
29 янв, 2011 08:52 (UTC)
а когда начал? :)
( 3 комментария — Оставить комментарий )